Ю. Огурцова
Докопались

В крупную сумму обошлась вологжанину попытка соблюсти закон. На месте строительства его дома найдены останки 280 человек.

Кости 600-летней давности и другие исторические ценности нашли археологи по адресу ул. Парковая, 12. Алексей Шохов решил построить на этом месте дом, и как законопослушный гражданин до начала строительства обратился к археологам.
Поскольку в 14 веке здесь был исторический центр города, разрешение о строительстве вступит в силу только после проведения археологических раскопок. Так велит ФЗ №73 «О памятниках истории и культуры народов», принятый в 2004 году.
Согласно закону, все, что лежит в вологодской земле, представляет собой уникальную ценность и является неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Перед тем как начать строительство, все ценности нужно извлечь с места застройки. Разрешение на археологические изыскания дает департамент культуры, а проводятся они за счет застройщика. По нашим данным, стоит это сотни тысяч рублей.
Как пояснила специалист по жилому строительству Департамента культуры Людмила Кашина, вологжане крайне редко обращаются в департамент за разрешением на археологические изыскания. Выполнить необходимые работы для законопослушного Алексея Шохова взялись археологи научно-производственного центра «Древности Севера».
На его беду, ценностей под будущим домом оказалось предостаточно. Раскопки затянулись на рекордный срок в три месяца, археологи снимали землю слой за слоем – «пирог» отложений составляет в этом месте шесть столетий...
Сами исследователи очень довольны. «Если бы одна вологодская семья не решила здесь строить дом, нас, археологов, здесь бы не было, – рассказывает директор центра «Древности Севера» Александр Суворов. – Для нас это большая научная практика, будет пухлый отчет о проведенной работе. Впоследствии в свет выйдет книга о жизни, быте средневековья». Еще бы – 230 квадратных метров истории!
Археологи уже достали из земли стеклянные браслеты, фрагменты керамики, посуды, а также многочисленные кости и целые скелеты – по примерным подсчетам, 280 человек.
Этот участок вологодского городища огибал Хрулев ручей, само место называлось «Никола на горе», в честь церкви, которая здесь стояла. В средневековье именно около храма было большинство захоронений.
Над костями будут вести исследовательские работы институт археологии Российской академии наук (РАН) и отдел при Санкт-Петербургской кунсткамере. На сегодняшний день можно утверждать о неплохой сохранности костей. При их подробном изучении будет определен пол, возраст, степень физического развития, род занятий погребенных. Следы на зубах могут свидетельствовать о кариесе, следы на костях – об обморожении, степени туберкулеза. Также будет определено, в каком возрасте умерли эти люди.
«При таком детальном анализе останков мы впервые сможем познакомиться с нашими средневековыми предками, – улыбается Александр Суворов. – Понять, как они жили в XIV-XVI веках, лучше или хуже нас». В общем, это будет похоже на средневековую перепись населения.
Часть останков будет захоронена обратно – на этот раз без участия Алексея Шохова, часть отправлена в музеи. Сам Алексей в интервью радио «Премьер» представился строителем и сообщил, что ему 33 года.
«С одной стороны, неприятно, что на моем участке обнаружились эти останки, а с другой, если археологи все взяли, под домом очистили, перезахоронили, у меня душа спокойна. Я чужую могилу не раскапывал. Это все сделали археологи в научных целях. Тут никакого вандализма, и я к этому спокойно отношусь. Как-никак, у нас исторический город, где только не находили останков. Если хочешь жить в исторической части, надо смириться с тем, что живешь на кладбище. Я сам, куда ни приезжаю, в первую очередь иду в исторические места. Я любовался Акрополем в Греции. Зачем все это уничтожать у нас дома? У нас не меньше всего интересного в нашем славном историческом городе. Как-никак, родина», – сообщил Шохов.
По его словам, после обнаружения останков смета на проведение работ выросла в разы: «У нас все закреплено договором. Я оплатил их работы, оплатил услуги специалистов, которые изучают именно останки людей. В самом начале, когда подписывался договор, у нас была договоренность, что если они чего-нибудь находят, то они по-христиански все захоронят».
Назвать конкретную сумму, в которую обошлись археологические изыскания, Алексей отказался, заявив, что с него «взяли по-божески».
По нашим данным, на днях строительство дома все же началось.

Источник: Огурцова Ю. Докопались / Ю. Огурцова // Премьер. – 2007. – 21–27 августа. – С. 20.